ФОРУМ УЧЕБНОГО КУРСА ''БИЗНЕС В ИНТЕРНЕТ''

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ УЧЕБНОГО КУРСА ''БИЗНЕС В ИНТЕРНЕТ'' » БЕСЕДКА » ПРИКОЛЫ В ТРЕНИНГОВОМ БИЗНЕСЕ


ПРИКОЛЫ В ТРЕНИНГОВОМ БИЗНЕСЕ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

ПРИКОЛЫ В ТРЕНИНГОВОМ БИЗНЕСЕ

НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ И КУРЬЕЗЫ»

Наша компания вот уже более семи лет продуктивно работает на рынке тренинговых услуг. За это время нашими специалистами выполнено огромное количество успешных проектов. В чем же состоит секрет постоянства в достижении позитивных результатов? Неизменно поддерживать высокий уровень энергетики при работе над серьезными проектами трудно, - это правда. Благо, жизнь иногда подбрасывает и смешные сюжеты, которые позволяют с юмором взглянуть на происходящее и осознать, что жизнь состоит не только из «правильных» вещей и людей.
В рамках этого обзора мы хотели бы поделиться с вами невыдуманными историями, смешными и одновременно, наверное, грустными, которые в то или иное время произошли с нами в течение прошедших семи лет. Разумеется, по этическим соображениям никакие персоналии или компании названы не будут, истории обезличены.

· Крупная логистическая компания. В течение длительного времени (два месяца) идут переговоры на предмет проведения серии тренингов. Проведены презентации программ, представлен тренер, реализована адаптация, определены даты проведения, составлен список участников. Мы приступаем к копированию раздаточных материалов. Наконец, материалы готовы, оборудование тоже, проект договора ратифицирован. Ждем окончательное подтверждение от заказчика: когда можно будет все привезти к месту проведения тренинга. Ждем день, два, три… Вечером накануне тренинга звоним сами: «Здравствуйте, как дела, - а мы вот так и не дождались от вас звонка, наверное, у вас дела были и т.п. – все в таком духе».
Слышим ответ: «Вы знаете, тренинги отменяются, руководство приняло решение пока повременить». Задаем встречный абсолютно резонный вопрос: «Скажите пожалуйста, а почему же вы нам до сих пор не позвонили, и ни о чем нас не информировали? Мы уже подготовили все раздаточные материалы и т.п….»
Встречная реплика заказчика (всем репликам реплика!): «Вы знаете, а у меня хороших новостей для вас нет, вот я вам и не звоню…»
Немая сцена…
P.S. Разумеется, заказчик по-своему прав, только, к сожалению, забыл поставить в известность исполнителя об изменившихся намерениях.

· Крупная компания FMCG. Идет обсуждение программы «Эффективное управление личностными различиями с применением опросника MBTI (Индикатор типов личности Майерс-Бриггс)». Директору по персоналу не нравится предлагаемый подход, и он решает его (подход) покритиковать: Вы знаете, коллеги, в общем-то, все понятно, но вот этот ваш Майерс-Бриггс создал, конечно же, достаточно спорный опросник, с предлагаемыми шкалами можно поспорить и т.п.».
Мы соглашаемся и предлагаем другую версию решения проблемы клиента.
P.S. Катарина Бриггс и Изабель Майерс, создатели опросника, – это две женщины (мать и дочь). По всей видимости, заказчика волновало что-то иное, но из соображений деликатности он предпочел выдвинуть возражение относительно опросника, не до конца разобравшись, о чем (или о ком) идет речь. Впрочем, имеет полное право, на то он и Заказчик, - Заказчик всегда прав.

· К этому же случаю смысловым образом «примыкает» еще одна история, произошедшая чуть позже. По итогам тренинга участники некой финансовой компании получили сертификат об «успешном прохождении курса «Управление личностными различиями на базе MBTI». Разумеется, имелся в виду курс, реализованный с использованием материалов опросника Майерс-Бриггс.
Через полгода раздается звонок от одного из администраторов (человек в тренинге не участвовал) этой же компании: «Вы знаете, у нас полгода назад сотрудники проходили у вас тренинг; мы сейчас хотим их отправить еще на одну программу, подыскиваем площадку. Я вот тут смотрю, они ранее проходили обучение на базе MBTI, - что про нее можете сказать, как кормят, как обслуживание, понравились ли вам аудитории…»
Пришлось давать дополнительные объяснения про «базу».
P.S. Понятно, что просто – напросто произошла смысловая путаница, и само слово было истолковано своеобразно. Вряд ли бы мы стали упоминать в сертификатах названия конкретных баз и пансионатов ввиду малой значимости этого вопроса. Однако, человек воспринял так, как воспринял, поэтому потребовались дополнительные консультации.

· Крупный финансовый холдинг. Готовится тренинг по переговорам. Обсуждаются кандидатуры участников (руководители региональных филиалов). Директор подробно комментирует личностные особенности каждого из потенциальных участников. Затем, по-видимому, желая резюмировать, говорит нам: «Ну, а в целом, вы должны быть готовы к тому, что соматически они очень отличаются, и это не должно вас удивлять». Мы с партнером переглядываемся, и аккуратно спрашиваем: «Простите, вы имеете в виду, что некоторые из них худенькие, а другие полные?» (судорожно соображаем при этом, какое это имеет значение для тренинга). Директор отвечает: «Да нет, одни более энергичные и агрессивные, а некоторые есть вялые, - понятно?».
Мы киваем в ответ: «Ага, понятно».
P.S. Ясно, что произошла путаница между “соматическими” (телесными) и “психическими” (душевными) чертами участников. Ничего особенного, просто неожиданные комментарии иногда запускают судорожную работу мысли, - что имеется в виду, и как мы можем или должны использовать это на тренинге. Ну, а в итоге ларчик просто открывается…

· Телекоммуникационный бизнес. Кульминация тренинга по тимбилдингу (так называемый «офисный» вариант). Итоговая игра, в которой требуется реализовать все навыки, о которых шла речь в течение предыдущих двух дней. Между собой соревнуются шесть мини – команд по шесть человек в каждой. Во главе каждой команды – лидер, в задачу которого входит обеспечить сбор всей информации, ее селекцию на «сигнал» и «шум», составление плана действий при решении задачи, распределение ролей, организация коммуникаций и т.п. Одну из команд возглавляет реальный босс (руководитель департамента). Победу одерживает команда, возглавляемая его заместителем (у команды босса второе место). Не дожидаясь окончания игры, уязвленный босс начинает «разбор полетов», обращаясь к своему заместителю и его команде с ехидным «тренерским» вопросом: «Ну и как вам это удалось? Поделитесь опытом с коллегами…». Заместитель понимает, что ситуация напряженная, невинно хлопает ресницами и, ничтоже сумняшеся, глядя в пол, тихим голосом заявляет: «Да никак, повезло просто…». Взрыв смеха в аудитории, босс тоже улыбается, все довольны, ситуация получила свое разрешение.
P.S. Отдадим должное чувству юмора как заместителя, так и его руководителя. Отличный пример того, как нестандартное мышление иногда помогает стравить пар в гудок даже в корпоративной среде.

· К вопросу о глубинном анализе потребностей в обучении и кастомизации, адаптации и проч. в отношении программы тренингов. Фармацевтический бизнес. Готовим тренинг по навыкам ведения эффективных переговоров. Рассылаем будущим участникам анонимный опросник. В том числе участникам предлагается закончить фразу: «Для меня тренинг по навыкам ведения эффективных переговоров окажется полезным в случае, если…» (формулировка ожиданий и критериев полезности). Получаем примерно половину ответов из серии «если я научусь продавать что угодно, кому угодно и где угодно, не прикладывая к этому особых усилий». Да-а-а-, вот и адаптировали… Может быть дело в нашей чрезмерной навязчивости?
P.S. Понятно, что ответы даны такие, чтобы тренер “отвял” и больше не приставал со своими глупыми вопросами. В действительности, проблема была в другом: участникам неожиданно объявили, что тренинг состоится в выходные дни, причем никаких отгулов или компенсаций предусмотрено не было. Более того (дело было летом), половине участников пришлось перестраивать графики собственных отпусков, что не могло не вызвать понятного протеста. Только вот боссу протест высказывать никто не решается, и в этом случае именно тренер оказывается чрезвычайно удобным «мальчиком для битья». Как «разруливать» такую ситуацию – отдельный разговор. Почему мы упомянули об этом случае? Да просто хорошая иллюстрация про благие намерения (тренера, в данном случае), которые известно, куда ведут…

· Системный интегратор. Тренинг по продажам (работа с ключевыми клиентами). Тренинг проходит успешно. После завершения тренинг – менеджер (молодая девушка, вчерашняя выпускница ВУЗа) говорит нам: «Ну, все в порядке, отлично и т.п. Да, не забудьте про бэдфик, хорошо?». Мы, естественно, отвечаем «Хорошо, не забудем», полагая, что все само собой как-нибудь рассосется (что за бэдфик такой? – первый раз слышим, может быть, «новое слово» в обучении взрослых?). Нет, не рассосалось… Через два дня звонок: «По-прежнему ждем от вас бэдфик». Мы решаемся переспросить: «Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду?» На что заказчик резонно замечает: «Ну, как же, все компании после тренинга предоставляют бэдфик, разве вы не знаете?» Что нам остается делать? Разумеется, соглашаемся: «Да-да, конечно знаем, просто запамятовали, извините…». Как обычно, начинается нервная работа мысли (смотри случай про соматические различия). Пробуем поставить себя на место тренинг – менеджера, - что ему может быть необходимо для обретения чувства удовлетворенности от завершения работ по данному проекту. Ноль идей. Ну, отчет может быть нужен, ну обратная связь, ну проект или предложение по следующим модулям обучения… но никак не «бэдфик».
В русском языке есть хорошая поговорка – «проще пареной репы». Это как раз про нас. Догадались мы в итоге, что имелось в виду. А именно: feedback (фидбэк по-русски), то есть, обратная связь. Просто девушка поменяла местами слоги и буквы, - и получилось «бэдфик» вместо «фидбэк». Короче говоря, догадайся, мол, сама… Догадка оказалась верной, и представитель заказчика еще долго потом пожимал плечами, - и так, мол, было понятно, о чем речь.
P.S. Чем хорош и замечателен тренинговый бизнес – никогда наверняка не знаешь, с чем столкнешься, и какие мыслительные способности будут востребованы в самых, казалось бы, простейших и банальных ситуациях.

· Крупная компания FMCG. Идет второй день тренинга «Навыки проведения эффективных презентаций». Обсуждаем концепции создания ярких, запоминающихся слайдов, - в том числе говорим о механизмах запоминания и пытаемся их апробировать. Пробуем в качестве материала для последующего запоминания воссоздать список из семи чудес света. Аудитория со скрипом вспоминает чудеса невпопад, - половина примеров «мимо» (китайская стена, вавилонская башня и проч.). Один из участников торжествующе оглядывает коллег и говорит: «Я могу назвать все семь чудес». Народ замирает, и парень без запинки абсолютно верно перечисляет искомое. С мест раздаются одобрительные возгласы типа: «Да-а, погнали наши городских в сторону деревни… А ведь можем, если захотим… и т.п.». Хочется продолжить «торжество духа», поэтому задаю участнику следующий достаточно простой вопрос: «Скажите, а кто и почему сжег Храм Артемиды в Эфесе?». Человек без раздумий отвечает: «Геродот. Сжег, чтобы стать Гераклитом». Обвожу глазами аудиторию? – все одобрительно кивают, - да-да, мол, так оно и было. Очень не хочется нарушать такую позитивную атмосферу, - переходим к следующей части упражнения.
P.S. Разумеется, участник кое-что перепутал. Храм Артемиды сжег, как известно, Герострат, чтобы попасть «на скрижали истории». Гераклит (известен суждением о реке, в которую нельзя войти дважды) также имел отношение к городу Эфес, однако умер, скорее всего (точная дата смерти неизвестна) еще до того, как родился Геродот (древнегреческий историк, «отец истории»). В свою очередь, Геродот родился в городе Геликарнас, к которому имеет отношение еще одно чудо света (Геликарнасский Мавзолей). Все эти слагаемые чудесным образом перемешались в голове у нашего участника, ну и пусть, ведь главное не это. Хрупко и неустойчиво интеллектуальное торжество, - давайте же оберегать его и относиться к нему с уважением…

· Телекоммуникации. Тренинги для менеджеров из региональных подразделений. Обсуждаем различные концепции лидерства. Завязалась дискуссия. Пытаемся прийти к общему знаменателю, речь идет о специфических свойствах или качествах лидера. Уже обсудили «высокий уровень энергетики», «социальный интеллект», «гендерную привлекательность», «наличие экстремального опыта» и проч. Неожиданно кто-то вспоминает о «харизме» (у лидера есть харизма!), но тут же получает хлесткий и емкий ответ от своего соседа: «Да что тут обсуждать, и так все понятно». Я в изумлении прошу прокомментировать, что же собственно «и так понятно».
Лучше бы не просил… Участник с укором во взоре пускается примерно в следующие рассуждения: «Понятно, что эффективный лидер не может не быть успешным. Также очевидно, что успех или личная успешность, в том числе, измеряются наличием социально важных атрибутов. Все знают, что «Мицубиси харизма» – классная гоночная тачка, - как минимум такая, а то и покруче, должна быть у каждого лидера, что тут обсуждать». Не поспоришь…
P.S. Участник по-своему прав. Если говорят о том, что лидер должен обладать харизмой, то почему это нельзя истолковать в том смысле, что у лидера должен быть (по-видимому, как минимум) автомобиль марки «Мицубиси харизма». Очень даже может быть… Ведь зачастую не говорят: «Он купил Фольксваген Гольф шестой модели», а просто «он купил шестой гольф». Почему же не сказать «он приобрел себе харизму»?
Конечно же, множественность «правильных» точек зрения – это всегда классно, вот только бы еще уменьшить степень категоричности, с которой формулируется каждая из них… В противном случае истин в последней инстанции становится слишком много, и тренеру очень трудно их примирить.

· Крупная корпорация, выпускающая электротехнические изделия. Идет тренинг по тайм – менеджменту. Все предварительные переговоры были проведены с руководителем российского представительства, он тоже участвует в тренинге. Группа достаточно большая, - нас заранее предупредили о том, что некоторые участники (сотрудники из филиалов) могут подъехать в последний момент, поэтому, на всякий случай, мы подготовили резервные раздаточные материалы. Действительно, в начале тренинга появляются два или три «незапланированных» участника, но мы к этому готовы. Все идет своим чередом, приступаем к разделу «управление видами деятельности», в частности, речь идет об уточнении сущности работы или о персональной миссии или предназначении должности каждого участника тренинга. Просим участников быть предельно конкретными, не «растекаться мыслью по древу», формулировать персональную миссию в двух – трех предложениях, «привязывать» ее либо непосредственно к генерированию прибыли, либо к обслуживанию внутренних клиентов, генерирующих прибыль, и т.п. Приступаем к обсуждению. Вроде бы у всех все более менее складно и логично, некоторые участники даже рассказывают про ключевые области своей деятельности и подзадачи, лежащие в каждой из этих областей… в общем, все идет по плану, ни корректив, ни особого вмешательства не требуется. Все выступили, остался молодой человек, сидящий в глубине аудитории. Участник как участник, в джинсах и свитере, как и все остальные (тренинг на выезде). Ему предоставляется слово, и он заявляет: «Предназначение моей должности – делать наших клиентов счастливыми». Я вопросительно смотрю на главу представительства, - как же так, что за фантазии? Все, понимаешь, четко выполнили задание, и вот нашелся же один, который шагает «не в ногу». Он, в свою очередь, пожимает плечами, - мол, ты тренер, ты и комментируй. Я пускаюсь в пространные рассуждения на тему «как легко говорить общими фразами, обо всем и ни о чем одновременно», «почему расплывчатые формулировки позволяют избежать ответственности» и так далее, минут на пять. Затем прошу участника переформулировать персональную миссию. Он, подумав и улыбнувшись, повторяет ровно то же самое. Я начинаю опять затягивать ту же пластинку: «Наверное, я плохо объяснил или вы меня не поняли, дело в том, что…» На что немедленно получаю ответ: «Да нет, все вы понятно объяснили. Дело в том, что я – вице-президент по странам Европы, Африки и Ближнего Востока, поэтому так глобально и формулирую свою миссию».
Оп - паньки. Как говорил известный персонаж из рекламы пива «А мужики-то не знают». Ничего не остается, как признать правомерность «столь выверенной и блестяще сформулированной персональной миссии». Занавес (в смысле – перерыв)...
P.S. Я, честно говоря, так до сих пор и не понял, - специально меня не предупредили или нет (все может быть). Говорили, что приедут только люди из регионов, а приехал вице-президент.
Иногда задают вопрос о «самых главных, ключевых» качествах бизнес – тренера. Назовите импровизацию, умение держать удар или реагировать на импульс, - и всего этого будет мало и недостаточно перед лицом встречающей вас реальности…

· Тренинг «Курс молодого бойца» для операторов Центра обработки вызовов (call-центра). Речь идет о различных типах слушания, их влиянии на клиента и т.п. Участники под руководством тренера демонстрируют различные виды слушания (частичное, оценивающее, активное). Возникают трудности с оценивающим форматом. Участники хотят «примерить» на себя соответствующие чувства и переживания клиента. Для этого просим одного энергичного молодого человека, у которого есть интересное хобби, на минутку покинуть аудиторию. В центре аудитории ставим два стула. На одном из них – участница, которой предстоит играть роль «бестолкового оператора», демонстрирующего оценивающее слушание. Для этого ей дается соответствующая инструкция: заканчивать предложения за собеседника, перебивать его, стараться поскорее закончить разговор, побыстрее переходить к выводам, оценивать то, что было сказано, вместо того, чтобы понять и т.п. Предполагаем, что подобное поведение вызовет у потенциального клиента как минимум дискомфорт и желание прекратить общение. Запускаем молодого человека в аудиторию и ставим задачу: в течение одной минуты так бодро и энергично рассказать о своем хобби, чтобы девушка, сидящая напротив, тоже стала приверженцем или фанатом этого увлечения. Естественно, об инструкции, полученной девушкой, он и не подозревает, хотя догадывается, что есть какая-то ловушка.
Начали… Участник стартовал столь напористо, что девушка растерялась и, видимо, просто подзабыла инструкцию. Идет тридцатая секунда одностороннего монолога, все в смущении, - что происходит, - непонятно, и тут девушка берет себя в руки и наверстывает упущенное одним единственным ходом, - она пододвигает свой стул как можно ближе к юноше, доверительно заглядывает ему в глаза, говорит «да-да, я очень внимательно слушаю, продолжайте» и… неожиданно кладет ему руку на колено. С той стороны ступор, заикание, отрывочные междометия, бледность и легкий обморок, - никакое оценивающее слушание даже близко не произвело бы такого эффекта. Тут уже речь не об ощущениях потенциальных клиентов, - человека надо в чувство приводить. Вот вам и безобидное упражнение…
P.S. Этот случай лишний раз подтверждает тот факт, что коварство и непредсказуемость женщин могут легко свести на «нет» усилия и инструкции самого толкового тренера. При этом обратите внимание: девушка задание выполнила – «клиент» прекратил общение, правда, какой ценой…

· Банковская структура. В тренинге участвуют менеджеры, обслуживающие клиентов. В частности, речь идет о работе с неправомерными претензиями, неадекватными жалобами и проч., - говорим, в том числе, о коммуникациях в обслуживании. Долго обсуждаем понятие «ассертивности» (доброжелательной настойчивости или самоутверждающего поведения). Говорим о разумном выборе между уступкой, избежанием и агрессией, исследуем механизмы ассертивного ответа. Прежде, чем переходить к профессиональной специфике, решаем потренироваться «на кошках» - на бытовых в хорошем смысле слова примерах, - для того, чтобы освоиться и понять в первом приближении эту самую ассертивность. Одному из участников тренинга достается следующая ситуация, в рамках которой требуется дать ассертивный ответ, поставив себя на место персонажа: «Марина – доброжелательная и общительная девушка, она работает секретарем, а после работы встречается с симпатичным молодым человеком, к которому очень неравнодушна. Однажды он приглашает Марину на небольшую вечеринку, где помимо них должны присутствовать еще две супружеские пары. Поначалу, пока все знакомятся и присматриваются друг к другу, Марина радуется новой компании и прекрасно проводит время, но проходит около часа и тут… Один из ее новых знакомых достает из карманы сигареты, говорит, что они с марихуаной, и предлагает всем выкурить по одной. Все с радостью соглашаются, а Марина не знает, что и делать. Она не хочет пробовать «травку», но молодой человек, от которого она без ума, с удовольствием закуривает и протягивает ей сигарету». Обсуждаем с участниками, - как много не самых достойных вещей в этой жизни делается «за компанию» и проч., - участник в это время судорожно думает, наконец, его лицо озаряет улыбка – «придумал»! И далее следует всем ответам ответ: «Я скажу, что курить не буду, - лучше пойду на кухню рюмку водки махну». Народ, скрючившись от смеха, сползает под столы.
Вот вам и вся ассертивность до копейки… Как говорил в подобных ситуациях Венедикт Ерофеев «Моя деликатность испортила мне мою юность».
P.S. Безусловно, процитированный ответ никакого отношения к ассертивности не имеет. Интересно другое, – с удивительным постоянством мы на этом тренинге вместо «доброжелательной настойчивости» или «самоутверждающего поведения» получаем в итоге «самоутверждающую доброжелательность» (см. пример). Особенности национального характера…

0

2

5 баллов!

0


Вы здесь » ФОРУМ УЧЕБНОГО КУРСА ''БИЗНЕС В ИНТЕРНЕТ'' » БЕСЕДКА » ПРИКОЛЫ В ТРЕНИНГОВОМ БИЗНЕСЕ