Навигация в бурном море Интернета

Если ты отказываешься от всего,
кроме самого лучшего, то обычно
добиваешься того, к чему стремишься.

Сомерсет Моэм

Развитие виртуального мира веб-сетей, в безграничном информационном море которых теряются все берега и прочие ориентиры, ведет к тому, что управление бесчисленными информационными потоками можно смело возводить в ранг искусства и снимать перед специалистами оного профиля головные уборы (возможно, даже, вместе с волосами).

Конечно, каждый автор или владелец сайта хочет, чтобы именно ему посетители Сети уделяли особое внимание. Может быть, это ценно только для вашего личного тщеславия, а может, от этого напрямую зависит становление и развитие вашего любимого бизнес-детища.

Настоящее, как говорится, всегда чревато будущим. Так что же надо сделать сегодня, чтобы ваше завтра было “завтром” преуспевающего человека, а не этакого неудачника по жизни? Как добиться желаемого? "Э-хе-хе, - говорят все учебники по бизнесоведению. - Вы не должны ориентироваться на краткосрочные перспективы, вы должны изучать целевой рынок, вы должны искать индивидуальный подход к каждому клиенту и дать ему именно то, в чем он нуждается". Но как же во всем этом разобраться, если Интернет – это сфера, в первую очередь, виртуального общения, несмотря даже на вполне весомую реальность предоставляемых услуг? И вот тут на сцену выходит наш главный герой - интернет-статистика посещений. Именно она должна рассказать вам о ваших посетителях все, что вы хотели знать, но боялись спросить: кто они, откуда и как попали на ваш сайт, что, сколько времени и на каких страницах делали, какие у них компьютеры и системное обеспечение, почему, как, когда и куда ушли. По идее, проведя полноценное исследование, основанное на этих данных, вы сможете наконец ответить себе на вопрос о том, кто является потребителем ваших услуг и что вы можете для него сделать.

А теперь, после столь радостной заявки, перейдем к практическому заданию. Какие высокие технологии обслуживают сегодня рынок интернет-статистики? Если не вдаваться в многочисленные технические детали, можно выделить всего две возможности сбора интересующей вас информации: счетчики и программы лог-анализаторы. О первых знает или догадывается любой, даже "не сильно продвинутый" пользователь веб-ресурсов. Обычно выглядят они как маленькие картинки, которые располагаются в углу странички и каким-то загадочным способом пересчитывают всех посетителей сайта. Если у вас свой сайт, то вы наверняка пользуетесь бесплатными услугами популярных счетчиков-рейтингов Rambler ТОP 100 или TOPMail. Или, проникнувшись серьезностью проблемы, платите за работу профессиональных счетчиков, к примеру, SpyLOG'а или HotLog'a.

Так что же мы можем требовать и что же мы можем получить от счетчика? Ну, во-первых, все они очень разные. И, присматривая счетчик для себя, прав окажется тот, кто будет выбирать его как щенка – по хорошей родословной. Нет, конечно, можно оценивать и по внешнему виду, благо ныне многочисленные серверы, специализирующиеся на "стат-услугах", способны предоставить вам на выбор огромное количество картинок, рассчитанных на вкус самого капризного дизайнера. Однако главное в счетчике – это его функциональность: отслеживание пути посетителя по сайту, оценка времени пребывания пользователя на сайте, составление портрета аудитории. Очень важна и техническая поддержка. Если вы пользуетесь внешним счетчиком, т.е. расположенным на чужом сервере, то система, предоставившая вам счетчик, должна справляться с обработкой поставляемой информации.

В общем и среднем, к современному счетчику можно смело предъявлять следующие требования:

Он должен определить, кто пришел. При этом информация о пользователе, заглянувшем на Ваш сайт, обычно включает его IP-адрес, версию браузера и используемую операционную систему.

Он должен знать, откуда заглянул посетитель.

Он должен подсчитать время нахождения посетителя на сайте и пребывания его на каждой отдельно взятой странице.

На основании этих данных делаются расчеты и предоставляются следующие отчеты, необходимые Вам для исследования аудитории:

Отчет о динамике посещений. Изменения количества посещений во времени должны учитываться при анализе успеха проекта и эффективности сопутствующей ему рекламной кампании.

Отчет – характеристика посетителей, включающая данные о географическом разбросе любопытствующих.

Отчеты по источникам прихода посетителей. Один из наиболее важных отчетов должен говорить, как минимум, о ваших успехах на рекламном поприще.

Характеристики программного обеспечения посетителей. Эти данные будут, безусловно, полезны для дизайнерских работ на сайте.

Так вот, все современные счетчики вполне могут собрать указанную выше информацию и предоставить соответствующие отчеты, которые вы, в свою очередь, можете использовать… на свой страх и риск. Почему? Потому, что ни один из существующих на данный момент счетчиков не может предоставить вам точной информации в силу ряда вполне объективных причин. И в силу сложившейся ситуации их можно рассматривать как финансово малоуспешную и тупиковую ветвь эволюции.

Так какие же погрешности работы счетчиков делают их вычисления весьма и весьма приблизительными?

Во-первых, счетчики, использующие запрос к графическому элементу, не считают пользователей с отключенной в браузере графикой. Во-вторых, счетчики, использующие Javascript, не считают пользователей, отключивших у себя java-поддержку. В-третьих, идентификация пользователей по ip-адресу/хосту не является достоверной, так как существует возможность того, что из нескольких компьютеров, работающих через один прокси-сервер, например, на рабочем месте или в интернет-кафе, к вам заглянули разные посетители или, напротив, разные адреса получил от провайдера один пользователь модема. Наконец, в четвертых, пятых и ..ых, существуют многочисленные проблемы, связанные с работой, задачами и ограничениями сервера, обслуживающего счетчики, проблемы с использованием вами разных браузеров, а счетчиками специальных, шпионских по своей сути, файлов "кукиз".

"О-го-го, так недолго больше потерять, чем найти",- скажет задумчиво пользователь, соглашаясь с простой житейской истиной о том, что неправильное знание хуже, чем незнание. А что же могут эти самые, как их там, лог-анализаторы? А лог-анализаторы, в свою очередь, действительно могут даже очень того. Среди наиболее популярных можно выделить WebTrends, Advanced Log Analyzer, Absolute Log Analyzer, Log Analyzer. Первые являются западными и к российскому рынку, к сожалению, мало применимы. А Log Analyzer от NetPromoter дальнейшего развития так и не получил, так как компания нацелена на программное обеспечение для раскрутки сайта. Но все-таки данные программы способны более прицельно, вплоть до мелких деталей, собрать ту же информацию, что и счетчики и построить для вас значительно более развернутые, гибкие и иногда нестандартные отчеты. Ведь, по своей сути, анализируемые лог-файлы являются своеобразными "бортовыми журналами" веб-сайта. Такой файл фиксирует практически любую активность пользователей. Поэтому, в отличие от счетчиков, лог-анализаторы способны оценить визиты многочисленных роботов, загрузки всевозможных файлов (мультимедиа или картинок) и, например, хакерские атаки. При этом статистика не зависит от пропускной возможности канала и загруженности сервера. Но при всех этих далеко нескромных способностях есть у лог-анализаторов ахиллесова пята – они так же, как и большинство счетчиков, не разбираются в проблемах захода разных пользователей с одного ip-адреса или одного - с разных. Однако для счетчиков эта проблема частично решаема посредством использования уже упомянутых "куков". Такие файлы, прикрепляясь к вашему компьютеру, резко повышают возможности отследить уникальных пользователей с одного хоста (если, конечно, вы не желаете сохранить анонимность, запретив установку таких файлов).

"Эврика! - восклицает пользователь и падает в бассейн за яблоком, отскочившим от его головы. - Проще некуда! Будем использовать возможности и того и этого и еще чего-нибудь. И, наконец-то, достигнем своей цели. Получим хорошую и грамотную статистику".

"Ага, - говорят ехидные специалисты, - не так уж все просто. Попробуй вручную разберись-ка с тем, что тебе "наанализировал" твой лог-анализатор. Увязнешь в деталях! А что ты будешь делать с данными разных счетчиков, если они будут различаться в несколько раз? То-то же!"

Вот так и получается, что для удобства пользователя надо все достоинства счетчиков и лог-анализаторов объединить в одном продукте. Конечно, многие пытаются это сделать сами, но, как показывает практика, тяжело совместить счетчик и лог-анализатор от разных компаний, особенно, если один считает в попугаях, а другой – в удавах. И снимать перед ними шляпу (возможно, даже, вместе с волосами). И идти дальше по жизни преуспевающим человеком, твердо уверенным в правильности принимаемых решений.