Жизнь по доходам

Среди других важных факторов, заставляющих работодателей регулярно пересматривать уровень оплаты своих сотрудников, такие макроэкономические показатели, как темпы инфляции и рост стоимости жизни.

– Колебания валюты, на мой взгляд, на зарплату не влияют, – высказывает свое мнение Марк Краков, директор компании «Стеди-СИ». – А вот инфляция все учитывает – и потребительские цены, и колебания валюты, и прочие обстоятельства. На мой взгляд, это более объективный показатель. В последний раз я повышал зарплату в своей компании в конце прошлого года. Повышение составило 15%. Рассчитывая эту цифру, я отталкивался от уровня инфляции, которая в прошлом году достигла 12%, и внутренних резервов компании. Совершенно очевидно: ты не можешь проводить такую индексацию только по мере роста прибыли.

– Действительно, нормы абстрактной социальной справедливости в бизнесе не работают, – соглашается Петр Зимовский. – Обычно компании повышают зарплату настолько, насколько они могут себе это позволить и насколько от них этого требует рынок труда. Курс доллара или рублевая инфляция для них второстепенные ориентиры. К тому же для удержания высококвалифицированных сотрудников совсем не обязательно повышать базовую зарплату: их можно в какой-то степени также стимулировать с помощью переменного вознаграждения (например, бонусов), социальных льгот (например, оплаты обучения), предоставления перспектив карьерного роста. Что и делает большинство руководителей.

– Естественно, что, выстраивая свою зарплатную политику, компании ориентируются в первую очередь на собственную рентабельность, – продолжает эту мысль Сергей Исаев, генеральный директор аудиторской фирмы «Про – Аудит». – У большинства наших клиентов рентабельность бизнеса колеблется в пределах 5-7% (как правило, это малые и средние компании). В таких условиях невозможно резко поднять зарплату для всех работников. Поэтому зачастую она повышается индивидуально – для ключевых сотрудников, на которых держится бизнес.

Не менее важно и то, в какой валюте получает прибыль сама компания: если расчеты с контрагентами ведутся в долларах, то и сотрудникам выгоднее выдавать те же дензнаки. Многие фирмы не спешат менять привычную зарплатную политику именно по этой причине.

– Решение о смене валюты обычно принимается на длительный срок, с учетом общей бизнес-модели компании. И с этой точки зрения влияние курсовых колебаний различных валют менее существенно, – отмечает Петр Зимовский.

Однако сказать, что компании вообще не реагируют на падение курса доллара в России, нельзя. Например, в консалтинговой компании Creative Consulting в феврале этого года ввели свой внутренний валютный курс: «привязали» долларовую зарплату к твердой ставке по курсу 29 руб.

– Раньше мы этого не делали, так как были уверены, что доллар быстро вернется на старые рубежи. Да, рублевые доходы сотрудников при этом снижались. Но, с другой стороны, мы же не снижали зарплаты, когда доллар рос. В итоге общий баланс поддерживался, – аргументирует свою позицию Александр Серебренников, президент Creative Consulting. – Если люди предпочитают получать зарплату в долларовом эквиваленте, то они должны быть готовы ее получать именно в этом эквиваленте при любом раскладе.